Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования выразительных средств в современном медиадискурсе 5
1.1. Сущность понятия «медиадискурс» 5
1.2. Классификация выразительных средств в современной русской речи 9
Глава 2. Стилистический анализ выразительных средств современного медиадискурса на примере заголовков 19
Заключение 27
Список литературы и источников 29
Литература 29
Источники 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в современных СМИ достаточно часто встречаются не слишком удачные примеры заголовков текстов, которые не просто снижают эффективность коммуникации, но и могут оттолкнуть читателя от определенного издания.
Многие современные периодические издания стараются сделать заголовки своих публикаций красочными, но, порой, случается так, что они используют слишком много стилистических приемов и выразительных средств, которые друг с другом не сочетаются.
Поэтому важно вырабатывать четкий алгоритм и стратегию формирования заголовков текстов периодической печати.
Цель исследования – проанализировать роль и значение выразительных средств в современном медиадискурсе.
Объект исследования – современный медиадискурс.
Предмет исследования – роль и значение выразительных средств в современном медиадискурсе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «медиадискурс».
2. Охарактеризовать классификацию выразительных средств в современной русской речи.
3. Провести стилистический анализ выразительных средств современного медиадискурса на примере заголовков современных СМИ.
Материал исследования: заголовки статей СМИ за 2019–2021 годы.
Методы исследования: анализ научной литературы и публицистических текстов, описательный, сравнительный, классификация, синтез, обобщение, хронологический, моделирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении классификаций выразительных приемов, которые используются в художественных и публицистических текстах, выявлении самых популярных из них на современном этапе развития общества.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в курсовой работе проведен анализ выразительных средств, которые наиболее часто используются в заголовках современной прессы. Это важно для того, чтобы журналисты, ознакомившись с достоинствами и недостатками существующих заголовков текстов СМИ, определили для себя наиболее эффективные из них.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, а также списка литературы и источников.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования выразительных средств в современном медиадискурсе
1.1. Сущность понятия «медиадискурс»
В современном мире массовые коммуникации – это не только область производства и потребления информации, но и та необходимая сфера жизни общества, в которой люди создают и передают свои мысли, знания, ориентиры, создавая свою картину мира.
Посредством массовой коммуникации отдельные лица и группы выражают свои убеждения и опасения и передают их друг другу. Так возникает огромное информационное пространство, которое, в свою очередь, влияет на идеи и убеждения в массовом сознании .
Дискурс как явление имеет множество определений, и ни одно из них не дало бы ему полного описания. Первоначально термин «дискурс» использовался в лингвистике для обозначения языковых единиц, выделенных по тому или иному принципу .
Далее, в 50-е годы XX века Э. Бенвенист использует традиционный для французской лингвистики термин «дискурс» в новом значении – как характеристику речи, задаваемую говорящим. З. Харрис вводит понятие анализа дискурса, М. Фуко понимает дискурс как язык отдельного человека, т.е. под дискурсом начинается пониматься позиция говорящего .
В русской лингвистике понятие дискурса близко к термину функциональный стиль, то есть определенный тип текста (разговорный, газетный и т.д.). Объединяя все определения в одно, можно сказать, что дискурс – это речь, процесс языковой деятельности, одна из форм передачи информации языковыми средствами .
Кроме того, надо отметить, что дискурс воспроизводит социальные институты, культурные схемы, системы ценностей общества.
Соответственно, медиадискурс предполагает процесс создания релевантных текстов в конкретном культурном контексте. Культурный контекст понимается как совокупность институциональных, ролевых, ценностных, когнитивных условий для реализации событий или фактов, с одной стороны, и набор средств выражения, используемых людьми в этих обстоятельствах, – с другой .
Несомненно, существует сильная связь между языковой и культурной сферой и медиапространством, что обусловлено рядом причин.
В первую очередь, медиатексты отражают культурное развитие народа или страны, поскольку фиксируют исторические события, отношение людей к этим событиям, общее настроение людей. В XXI веке эти тексты немыслимы вне медиапространства.
Второе, что можно сказать в рамках изучения данного вопроса, – это то, что медиа-дискурс понимается как речь участников медиа-коммуникации. Получается, что медиадискурс – это, по сути, срез языкового и культурного состояния общества, поскольку он отражает как лингвистический, так и культурный уровень развития того или иного социума .
Ряд исследований предлагает два определения медиадискурса, где он выступает в качестве целостного коммуникативно-когнитивного процесса генерации смысла. Согласно первой концепции, медиадискурс – это особый вид речево-мыслительной деятельности, характерный исключительно для информационного поля СМИ .
Согласно второму подходу, медиадискурс – это все аудио- и видеотексты, реализованные в информационном пространстве и в медиа.
Большинство ученых на сегодняшний день придерживаются второй точки зрения, понимая дискурс как тематически ориентированную, социокультурно обусловленную речево-мыслительную деятельность в пространстве СМИ. Здесь главную роль играет не столько передача информации, сколько способ или форма ее передачи, необходимые для анализа медиатекстов .
Анализ медиадискурса основан на выделении существенных смыслов в создании коммуникации, что позволяет понять процессы создания, обмена и дифференциации смыслов в информационном пространстве, иерархии образов и представлений (то есть как и почему изображение помечено более-менее привлекательно) .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
Литература
1. Бондаренко Е.В., Климовская А.П., Державин С.М. Динамические характеристики развития медиадискурса в контексте социально-культурных преобразований в России в XX веке: лингвокультурологический анализ // Сборник статей Архангельского государственного университета. Вып. 3. Маркетинг и социальные коммуникации. – Архангельск: Издательство АрГУ, 2021. – С. 98–114
2. Володарская С.Ю., Николаенкова А.А., Панкратов О.Г. Формализм и креативность в современном публицистическом дискурсе как фактор оценки эффективности текстов общественно-значимой направленности: особенности стилистических приемов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Язык и коммуникация. – Томск: Издательство ТомГУ, 2018. – С. 92–106
3. Еремеева П.Р., Ставиский А.В. Принципы организации исследования направленности текстов современной прессы: медиадискурс как инструмент отражения национальной коммуникационной политики государства // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования массовой коммуникации». – Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет, 2018. – С. 135–150
4. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Особенности формирования медиатекстов в современном мире. Методы формирования и развития медиадискурса в современной периодической печати // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы и особенности организации деятельности СМИ в Российской Федерации и зарубежных странах». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–94
5. Караваева И.В., Ипатова Л.М., Соколовский С.С. Выбор инструментов организации медиадискурса в зависимости от целей и задач статьи социальной, экономической или политической направленности // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 56–67
6. Карпова Т.П., Гаврилов Г.А., Петровская А.М. Стилистика как междисциплинарная практическая область научных понятий: научный дискурс применения терминов и определений // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70
7. Кудрявцева А.В., Иматова И.Т., Соколовский С.С. Анализ языковой стилистики как культурного явления и его места в мире // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С. 154–167
8. Литвиненко А.А., Сорокина А.В. Изучение эффективности работы с текстами СМИ в современном социально-экономическом контексте: проблема инновационного подхода к изучению медиадискурса // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития сферы массовых коммуникаций в современном мире». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2017. – С. 243–250
9. Машинина П.И. Исследование специфических особенностей современной публицистики: социологический и культурологический анализ // Материалы научно-практической конференции «Общество в XXI веке». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–137
10. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Анализ специфических особенностей медиадискурса в современной специализированной литературе // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения лингвистических и языковедческих проблемы в современной научной литературе». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–67
11. Панкова Т.И., Берестенева Л.Ю. Коммуникативное значение применения формализованных методов конструирования текста в современных СМИ // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы массовой коммуникации в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–176
12. Пилецкая Л.В., Венедиктова С.И., Красильникова А.В. Медиадискурс в СМИ как инструмент формирования общественного мнения // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности СМИ в современном мире: российский и зарубежный опыт». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 49–59
13. Радомская Ю.Т., Плюшенков С.В. Средства выразительности в современных текстах СМИ // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и политические науки. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2017. – С. 88–100
14. Трезубцева Ж.В., Конопляников П.И., Сверчкова И.Т. Принципы организации социально-направленной коммуникации в российской прессе: лексические и стилистические особенности // Массовая коммуникация. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 171–189
15. Уварова А.С., Гречихина А.А., Милютин Д.М. Проблема конструирования текстов социально-экономической и политической направленности: современный аспект // Материалы научно-практической конференции «Лингвистика и средства массовой информации: на стыке теории и практики научных направлений». – Севастополь: Севастопольский государственный университет, 2018. – С. 56–70
16. Федоренко Г.М., Смыслова А.А., Финагентова О.Л. Структурные компоненты процесса разработки медиатекста и его механизмы в современных СМИ // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы массовых коммуникаций: социальные, экономические, технологические и психологические аспекты». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2020. – С. 46–63
17. Хорошева В.И., Соколовская А.В. Принципы проведения анализа эффективности текстов: основные параметры и критерии оценки // Материалы международной научной конференции «Коммуникационная деятельность в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–64
18. Чупрунова А.А., Гинченко В.И. Современные массовые коммуникации. – Челябинск: Издательский дом «Авантюра», 2018. – 388 с.
19. Юрченко М.М., Соболева А.М., Велигодская П.И. Трудности изучения лексических особенностей коммуникации в современных условиях развития общества // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования коммуникационных процессов: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2016. – С. 30–46
20. Яблокова А.В., Тимошенко М.М. «Антигармонизация» современных текстов: конфликт формы и содержания в дискурсе – социально-культурный анализ // Сборник статей Белорусского государственного университета. – Минск: Издательство БГУ, 2016. – С. 95–103
Источники
1. Андреев, А. Ребенок пострадал при посадке моторного параплана под Калугой / А. Андреев // Life.ru. Новостной портал. – [Электронный ресурс] https://life.ru/p/1139191 (Дата обращения: 03.04.2021)
2. Бражников, А. Ямальский школьник прошел 50 км по тундре ради «Артека» / А. Бражников // Life.ru. Новостной портал. – [Электронный ресурс] https://life.ru/p/1141799 (Дата обращения: 03.04.2021)
3. Викторова, И. Ты тоже не без греха. Ты тоже с другим: Ольга Бузова убежала с «Жары» после обвинений в измене Даве / И. Викторова // Комсомольская правда от 05 апреля 2021 года. – С. 6.
4. Власенко, А. Жуть в посылках. Что подсовывают клиентам продавцы из интернета / А. Власенко // Аргументы и факты от 05 апреля 2021 года. – С. 5.
5. Власова, А. Смерть от рака в 34, предательство подруги и уход мужа. Что случилось с актрисами картины «Берегите женщин» / А. Власова // Стархит. – [Электронный ресурс] https://www.starhit.ru/story/smert-ot-raka-v-34-predatelstvo-podrugi-i-uhod-muja-chto-sluchilos-s-aktrisami-kartinyi-beregite-jenschin-236863/ (Дата обращения: 03.04.2021)
6. Герчиков, О. Чрезвычайный председатель. Как Ельцин добивался для себя сверхполномочий / О. Герчиков // Аргументы и факты от 05 апреля 2021 года. – С. 2.
7. Григорьев, Я. «Наша рыбка приплыла к нам»: актриса Александра Кузенкина показала новорожденную дочь / Я. Григорьев // Экспресс-газета. – [Электронный ресурс] https://www.eg.ru/showbusiness/1148429-nasha-rybka-priplyla-k-nam-aktrisa-aleksandra-kuzenkina-pokazala-novorojdennuyu-doch/ (Дата обращения: 01.04.2021)
8. Дегтярева, Е. Петербург – город-пылесос. И то, что сюда едут мигранты – неизбежность / Е. Дегтярева // Комсомольская правда от 05 апреля 2021 года. – С. 1.
9. Демина, К. За пятерку – платим, за двойку – вычитаем / К. Демина // Мел. – [Электронный ресурс] https://mel.fm/vazhny_razgovor/6245091-pay_for_homework (Дата обращения: 03.04.2021)
10. Дроздова, А. Согретые Северным полюсом / А. Дроздова // Вечерняя Москва. – [Электронный ресурс] https://vm.ru/news/18078-sogretye-severnym-polyusom (Дата обращения: 02.04.2021)
11. Житель Омской области убил приятеля бензопилой и палкой во время спора на кладбище, чей шуроповерт лучше // Медиазона. – [Электронный ресурс] https://zona.media/news/2020/04/13/better#:~:text=В%20городе%20Тюкалинск%20Омской%20области,из-за%20«технических%20характеристик»%20их%20шуруповертов (Дата обращения: 04.04.2021)
12. Козаченко, А. Негодники. Почему призывников подводит здоровье? / А. Козаченко // Аргументы и факты от 05 апреля 2021 года. – С. 3.
13. Кудинов, Г. Мотивация и силы для продолжения работы в «Зените» у меня есть. Действующий контракт – тоже / Г. Кудинов // Спорт-экспресс от 05 апреля 2021 года. – С. 3.
14. Лондонский клуб готов идти на уступки. В отличие от Парижского // Коммерсант. Информационно-политическая газета. – [Электронный ресурс] https://www.kommersant.ru/doc/118243#:~:text=Лондонский%20клуб%20готов%20пойти%20на,на%20сумму%20примерно%20%2426%20млрд (Дата обращения: 01.04.2021)
15. Панина, М. «Как в борделе»: Тодоренко возмутила народ развязным поведением на шоу «Маска» / М. Панина // Экспресс-газета. – [Электронный ресурс] https://www.eg.ru/showbusiness/1149068-kak-v-bordele-todorenko-vozmutila-narod-razvyaznym-povedeniem-na-shou-maska/ (Дата обращения: 02.04.2021)
16. Панина, М. Маша Малиновская: «Некоторых людей я кушаю на завтрак» / М. Панина // Экспресс-газета. – [Электронный ресурс] https://www.eg.ru/showbusiness/1149155-masha-malinovskaya-nekotoryh-lyudey-ya-kushayu-na-zavtrak/ (Дата обращения: 03.04.2021)
17. Плетенева, О. Иван Охлобыстин: «Достаю жирную золотую ручку и записываю свои грехи» / О. Плетенева // СтарХит. – [Электронный ресурс] https://www.starhit.ru/interview/ivan-ohlobyistin-dostayu-jirnuyu-zolotuyu-ruchku-i-zapisyivayu-svoi-grehi-237361/ (Дата обращения: 01.04.2021)
18. Послянова, А. Петербург готовится к третьей волне пандемии / А. Послянова // Комсомольская правда от 04 апреля 2021 года. – С. 3.
19. Ремизова, М. Мода для женщин омужичилась, а для мужчин – обабилась. Александр Васильев рассказал о главных трендах весны и лета-2021 / М. Ремизова // Комсомольская правда от 04 апреля 2021 года. – С. 2.
20. Рогоза, А. Это был вопрос на два миллиарда рублей / А. Рогоза // Комсомольская правда от 06 апреля 2021 года. – С. 2.
21. Савенко, Д. Красота в погонах: АИФ поздравил самых милых сотрудниц Росгвардии / Д. Савенко // Аргументы и факты от 05 апреля 2021 года. – С. 3.
22. Савочкина, Е. Голые в Дубае: зачем девушки из бывшего СССР едут отрываться в страну шариата / Е. Савочкина // Комсомольская правда от 06 апреля 2021 года. – С. 4.
23. Сидорчик, А. Бомба в голове. 18-летний футболист умер в Подмосковье во время матча / А. Сидорчик // Аргументы и факты от 05 апреля 2021 года. – С. 5.
24. Снегирев, Ю. Парни из нашего городка / Ю. Снегирев // Российская газета. Информационно-правовое издание. – [Электронный ресурс] https://rg.ru/2021/03/31/korrespondent-rg-pobyval-v-novom-voennom-gorodke-v-nagornom-karabahe.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (Дата обращения: 03.04.2021)
25. Холопова, Л. Дом мечты: меньше шума, больше зелени и просторный балкон / Л. Холопова // Комсомольская правда от 02 апреля 2021 года. – С. 2.
26. Цены на нефть рухнули // РИА Новости. Информационный портал. – [Электронный ресурс] https://ria.ru/20210405/neft-1604356101.html (Дата обращения: 06.04.2021)
27. Шатохина, А. От переутомления до гайморита. Признаки слабого иммунитета / А. Шатохина // Аргументы и факты от 05 апреля 2021 года. – С. 2.